пятница, 5 сентября 2014 г.

мы все друг у друга "лямзим"?

Я часто думаю, читая статьи разных мастеров о плагиате, а что именно и точно можно назвать плагиатом.
Ещё раз вспомним определение "плагиата". Из Википедии: плагиат - это умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений.
Говорю честно, свои первые игрушки я создавала по выкройкам Тони Ф., автора всем известных Тильд. Тогда я ещё и не знала про её существование и про её авторство. Наткнулась на выкройку в инете и меня даже не интересовало - авторская она или нет. Другое дело, что выкройка была только основой, а остальные составляющие куклы - это моё видение. И, да, игрушки по выкройкам Тони я не продавала, а дарила всем, кто не попросит, т.е. авторское право не нарушено?
Я и сейчас часто делаю свои работы по вдохновению от увиденных в инете или журналах работ других материц, т.е. использую чужие идеи? Выкройки - нет, чужие не использую, но образы...

Как мне пришла идея сделать первую свою текстильную брошь? Исключительно по вдохновению.

Вот вдохновение:

А вот моя первая брошь:

По-моему, сходства никакого. Но идея-то не моя! Я воровка?

Или вот, увидела сумку. Очень вдохновилась.
сумка Кати Осиповой - "Рыжие рукоделки"

Но не думаю, что сотворила копию. Даже не пыталась этого сделать. Идею "кругов" - да, "слямзила", но сумка абсолютно другая.

моя джинсовая сумка

А когда одна очень известная рукодельница шьёт по мастер-классу другой очень известной рукодельницы, и потом реализует свои работы - это что?
автор Тоня Адреева

автор Наташа Денисова (Триша)

По-моему, самое что ни на есть вдохновение. Причём с признанием! Ведь в таких случаях при реализации работ принято давать ссылку на первоисточник.

Не проводила исследования, но знаю несколько примеров когда изготовление работ по вдохновению (с элементами копирования) перерастает в настоящий авторский продукт, который потом становится плодом копирования (вдохновения) для следующего поколения рукодельниц. Разве не так было с развитием мастерства Т.Коннэ или Н.Костиковой. Ведь для них вдохновением послужили работы всё той же Тони Ф.
Вот к примеру работа Т.Коннэ 2007 года рождения - тильдовдохновение же (фото отсюда)


или вот 2008 год - тильдозайцевдохновение (фото отсюда)


Кто знает, если бы Таня не увлеклась бы тогда почтикопированием, наслаждались бы мы сейчас её чудокукляхами?
То же могу сказать и про Наташу Костикову. Наверняка её вислоухие зайчата плод вдохновения работами Тони Финнангер.

Попытка улучшить копию чьей-то понравившейся работы, этакий творческий порыв у многих мастериц приводит к замечательным идеям, которые способствуют созданию уже авторских элементов или работ в целом. Как пример я уже привела последствия вдохновения от известного автора, приведшее к рождению новых известных теперь авторов. Случаются также воодушевления от работ неизвестных, народных авторов. Кто не шил своим детям игрушек из носков? Простецкая вещь, благо инфы в инете масса. А Аня Энская вдохновилась "не по-детски", и её носковые игрушки вправе называться авторскими.


Ну что она украла? Чью идею? Чьё авторское право?

Где же начинается плагиат, что считать плагиатом, что нет?
Если каждый из нас покопается в своих работах, то, наверное, каждый и поймёт, что всё- таки вдохновляется уже готовыми образами и идеями. Т.е. чуть-чуть "лямзит"?))

Не спорю, достаточно много мастериц, которые действительно занимаются плагиатом напрямую. Причём даже не маскируя это под свои идеи. Вот только-только появилась в сети фотография работы известного мастера, и буквально на следующий день в продаже на ЯМе почти точная копия.
автор Т.Коннэ
неизвестный автор

Тут уже не поспоришь - плагиат чистой воды.

Повторю мысль, что многие (простите за грубое слово) "раскрученные" мастерицы начинали свою деятельность с копирования, затем адаптировали выкройки, вносили свои, авторские элементы - и всё, теперь обижаются, когда копируют или очень похоже вдохновляются их работами ))).

О чём собственно здесь речь ? Думаю, о том, что каждый должен определить существование той тонкой грани между вдохновением и бездумном или даже умышленном (а иногда и грубом) копированием. Я, естественно, против присвоения и выдачи чужого как своего! Но я очень даже "ЗА!" вдохновение работами искусных мастериц!!!

Ведь ничего не мешает нам создавать что-то своё, не присваивая чужого, а ориентируясь на него!




36 комментариев:

  1. Наталья очень понравилась Ваша статья. Тоже давно думаю над этой темой, и особенно потому что в моем ассортименте есть тильдозайцы, и каждый раз задумываюсь может кто то считает меня тоже плагиатором, но когда начинала шить еще не знала ни про Костикову ни про Конне ни про Тоню Ф, просто у девочки с работы увидела зайца и захотела сшить. Теперь и выкройка уже сто раз переделана и одежду придумываю свою и на мой взгляд мои зайцы отличаются от других. Вот за те игрушки что придумываю сама никогда не беспокоюсь, а тут бывают мысли, но уж очень я люблю моих зайцев

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, хорошо, что задумываетесь считает ли вас кто-то плагиатором ))) Думаю, если есть совесть - плагиатором вам не бывать))
      Спасибо за комментарий

      Удалить
  2. Очень животрепещущая тема! Её можно развивать и дальше: сейчас нередки случаи, когда делают схемы для вышивки по иллюстрациям, не спрашивая автора иллюстрации - и не считают это воровством. а вот последующее распространение своих схем - УУУУ!!! Столько гнева! И столько искреннего непонимания: "А какая связь?"
    А про вдохновение: да, сначала все копируют, потом некоторые вдохновляются, потом единицы начинают придумывать СВОЁ, уникальное. Но вот, например, если я хочу пиджак а-ля Шанель, я его сошью - и это даже не плагиат,я думаю. Если я сошью его на заказ, т.е. за деньги - это воровство? Думаю, если при этом не пришивать лейбл - нет:))) А вы как думаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, моё мнение, если точная копия и за деньги - это воровство, если для себя - нет.

      Удалить
    2. Полностью согласна! Также согласна, что всё уже когда-то было:)

      Удалить
    3. Если вы приобрели журнал,в котором есть выкройка этого а-ля Шанель,то не думаю,что это плагиат..даже,если вы и сшили на заказ,за денюжку...

      Удалить
  3. О, Наталья, тема животрепещущая! Грань дейсвительно сложно уловить в некоторых моментах! Не забываем о японских журналах - аналогах, на которых многие известные авторы сделали себе имя) Где плагиат, а где твое личное начинается точно знает только сам автор повтора) Если уж касаться этой темы, то только в каждом отдельном случае на мой взгляд. Иногда идеи и правда посещают мастериц в одно и тоже время или с опозданием. Как говорится все новое, это хорошо забытое старое. Плагиат идей очень трудно доказать, а вот точное копирование - да. Размещение картинок с просторов интернета без ссылки на источник - тоже плагиат. Многие не знают об этом и украшают ими свою статью. Некоторые даже в таких статьях укоряют других в использовании чужих фотос) (это не про тебя, Наташа, у тебя есть ссылки))) Много можно написать по этому поводу) , но так и не разобраться что к чему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, подписываюсь под каждым твоим словом!

      Удалить
  4. Я согласна. Плагиат - это все же практически полное повторение, т.е. почерк даже. Ведь, если берешь даже чужую идею, но перерабатываешь в свою, и на выходе получаешь что-то отличное от первоисточника, то это уже не совсем плагиат. А еще бывает, что могут люди додуматься до похожих вещей независимо друг от друга, но опять же мне кажется, что будет почерк другой и как минимум другой набор материалов. И это тоже получается уже не плагиат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я в своем посте не призываю всех копировать, но со своим почерком, просто обращаю внимание, что вдохновляясь мы можем создавать что-то своё, не нарушая прав других.

      Удалить
  5. Наталья, спасибо за статью ) Вообще, считаю, что хорошо, что в последнее время все чаще затрагивается тема авторства и плагиата в рунете и у наших авторов. И все чаще появляется не просто фото, а ссылки на авторов (хотя и просто тащущих много). Еще несколько лет назад вообще никто не парился на тему - чье фото, чья картинка, с кого скопировали вещь. Ведь и правда многие ныне известные авторы как выясняется - брали идеи в зарубежных блогах и журналах, просто раньше меньше народу их (журналы) видело. поэтому все воспринималось как авторские вещи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что зашли ко мне, прочитали и оставили своё мнение! Именно для этого я и писала))

      Удалить
  6. Да, Татьян, тема вечная.... Напишу сугубо свое мнение... 90% процентов рукодельниц занимаются плагиатом.... Не важно, что потом доработали, добавили свое, все равно первоначальная идея была чья-то. Не возможно "украсть чуть-чуть", либо украл, либо нет. Просто когда нагло копируют практически 100% исполнение - это задевает рукодельниц. А когда они сами берут 100% идею и мастерки вуалируют это какие-ми то своими находками, то считают что это уже их авторская работа.... Выходит, что одни понаглее, а другие похитрее. Это как берете запорожец, тюнингуете его до неузнаваемости, ииии вуа-ля, новая машина? Нет, это тюнингованный запорожец.... Если кто-то делает 100% копию моей игрушки и продает ее как игрушку сделанную мной (т.е.Гавриш Ирой) - вот тут да, есть причины для возмущения. А в остальном "проще надо быть, господа". Джоконда одна, а все владельцы копий прекрасно понимают, что у них копия, пусть даже очень хорошая)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, простите Наталья, обозвала вас Татьяной, что то на меня нашло....

      Удалить
    2. Ира, мне очень понравилось это Ваше "проще надо быть, господа" ))), не все конечно, с этим согласятся))

      Удалить
  7. Наталья, кстати, подпишите имя плагиатора лошадки это Алена Радуга, ВКонтакте она обитает вот здесь http://vk.com/sweet_toys на других ресурсах не знаю...
    Плагиат это тема актуальная и болезненная. Сложно четко определить где грань. По поводу того, что все начинают с Т.Фингер — но ведь она сама готова продавать свои выкройки. И поэтому если вы учитесь по ним шить это, наверное, нормально. Другое дело, что интернет такая среда где совершенно не уважают слов "чужой труд", почему-то считается, что раз фото попало в сеть теперь это всеобщее достояние и его можно использовать?
    Меня лично тема плагиата еще ни разу не касалась, ну по крайней мере, я не видела копий своих работ еще ни разу. Да, есть девочки которые пытаются сшить похожих кошек, но они делают сами выкройку (пропорции однозначно сами подбирают) не копируют одежду (видимо слишком сложный крой). Но вот с просьбой дать выкройку меня уже реально достали. Ну, если бы я её выложила где-то, наверное через пол-года уже весь интернет пестрел бы клонами... а я так не люблю клонов. Сама их никогда не делала ни с чьих работ и не хочу чтобы делали с моих.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. про Алёну Радугу я, конечно, знала, но в своем посте не собиралась делать каких-либо разоблачений (хотя отношусь к её "творчеству" отрицательно именно из-за беспардонного копирования)
      А по поводу копий ваших работ хочу сказать - и не увидите, очень уж они у вас индивидуальные и неповторимые! ))

      Удалить
  8. Предыдущий комментарий такой отличный, по- моему, все четко написано! Я вот недоумеваю, когда пишут "выкройка игрушки придумана мной". Лично мне кажется, все выкройки уже давно придуманы, (у меня в детстве была книжка советская, там было море разных выкроек) А недавно в интернете читала жаркий спор двух девочек из- за какой- то плоской игрушки, каждая доказывала свое авторство. И так странно было читать все это, ведь ничего гениального не придумано. Сейчас в интернете столько жарких дискуссий на тему авторства, каждый старается перетянуть на свою сторону одеяло. Есть еще один момент- это качественное исполнение, просто у кого- то вещь получается ну ооочень аккуратно выполнена, с использованием качественных материалов, и все- эту вещь сразу причисляют в разряд авторских.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, уже не предыдущий, я имела ввиду комментарий Ирины Гавриш.

      Удалить
    2. Инна, вот и я о том же, многие берут готовые выкройки, адаптируют под себя и потом заявляют, что это их авторское право.

      Удалить
  9. Тема такая тонкая! Мне кажется, гранью должна быть совесть.
    Много написала, а теперь вытерла коммент. Чтоб не повторится. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо за лаконичность! Да, совести многим бы поприбавить))

      Удалить
  10. мда.. Эта тема никогда не исчерпает себя...
    "Ничего нет нового под солнцем", - слова одного мудреца. Так и есть. Все уже было... различия в техниках, материалах и в почерке. Наверное, каждого прошкребёт, если увидит четко слямзиную твою работу в ЯМ, только ценой так эдак выше, чем у тебя... А с другой стороны убиваться, что кто-то там что-то пытается копировать от своей творческой безысходности что-ли...
    Правильно Ира сказала, Джаконда одна, а копий много.
    Короче, меньше оглядываться назад, а больше стремиться вперед к усовершенствованию и творческому возрастанию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Татьяна, как хорошо вы подытожили все комменты! Действительно, если мастер достиг признания, зачем обращать внимание на бездарей

      Удалить
    3. Девочки! Спасибо всем за обсуждение этой темы и простите, что я ответила с опозданием! Дело в точ, что сразу после опубликования поста у нас "отрубили" электричество, инет только на компе, мобильные устройства сразу не работают из-за отсутствия связи (21 век до нас ещё не добрался)

      Удалить
    4. Извините, что запоздала с комментариями. Но тоже захотелось высказать свои соображения. Во-первых, об интернете. Интернет настолько широко открытое средство массовой информации и общения, что если ты им начинаешь пользоваться, то надо быть готовым ко всему. Кто будет смотреть твои фото, читать твои посты и комментарии и с какой целью, трудно сказать. Мы все надеемся, что это доброжелательные, миролюбивые, творческие люди, но ведь не факт! Второе, да простят меня сестры-рукодельницы, но рукоделие очень распространенный вид творчества. Прекрасных рукодельниц все же гораздо больше, чем выдающихся художников, композиторов или писателей. Ведь правда? Поэтому давайте, как сказала Ирина Гавриш, будем проще. Корона не слетит. И последнее, мы ведь продаем ТО, ЧТО ДЕЛАЕМ сами, используя наше умение, время, вдохновение, мастерство. Если сделано с душой, это сразу видно, и не имеет значения по какой выкройке. Вот если некто взял фото твоей работы и выдает это за свое - это плагиат. Или, не дай Бог, купил твою работу, а потом переклеил ярлык и перепродает дороже, как свое - это даже хуже, чем плагиат, это воровство. А так, следом за Танечкой, призываю всех смотреть вперед, совершенствовать свое мастерство и радовать своих поклонников!

      Удалить
    5. Елена, приятно читать ваше мнение.

      Удалить
  11. А ведь все правильно Вы сказали и доступно припадали. Спасибо! Согласна со всеми девочками и с Вами Наталья. Действительно нужно (цитирую Tanya) "меньше оглядываться назад", действительно "велосипед уже давно изобрели", действительно "почерк" у всех разный и действительно степень вдохновения и реализации по нему работы прямопропорциональна количеству творческого потенциала! Все равно копия, она навсегда останется копией. А Вы первые воплотили эту идею и пошли дальше! Это так здорово расти и идти вперед. Освободить свой мозг от мусора и устроить ему штурм. Читать больше и с любопытством присматриваться к мелочам. Вас копируют? Не обижайтесь - значит Вы лучшая! даже "творческая импотенция" все равно не приведет к полному повторению идеи.
    Вот такое мое мнение. Спасибо. :)

    ОтветитьУдалить
  12. "Не обижайтесь - значит Вы лучшая" - здорово сказано, мечта каждой рукодельницы))

    ОтветитьУдалить
  13. Наталья, тема эта будет судя по всему вечной. Интересно было почитать мнения мастериц! А в посте правильно написали - грань тонка.. Лично у меня был опыт, когда я честно в комментарии попросила взять идею (кстати, броши, но другой), на меня обрушилось та-а-акое, столько возмущения и даже гнева. А потом я часто встречала много и похожего..у других. Меня лично коробит только одно - когда используют мои фотографии (обработанные, конечно) как примеры своих работ. В контакте часто натыкалась на сшитые мной тильдовких овечку и зайку. Но предпочитаю не связываться, ну не смогли они свое сфоткать, мало ли.. Сама, если могу, всегда даю в блоге ссылки на "вдохновителей". Кстати, а вы знаете, что Финангер тоже начинала не с нуля? Ее идеи исходят из национальных особенностей (скандинавских) пошива кукол. Именно они были с глазами-точками, без рта.В пошиве русских тряпичных кукол - свои особенности. В общем, во всем есть основа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. совершенно верно, Катя, во всём есть основа! это ещё раз подчёркивает мою мысль - вдохновляться не грех, это не воровство

      Удалить
  14. Наталья,случайно попала к вам в блог..Увидела Хабаровский край...) Сейчас все что связано с этим словосочетанием для меня родное.)) У меня сын служит 43км от Хабаровска..ну,я собственно хотела написать,что я с вами полностью согласна!Удачи во всем!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо!
      "Сын служил.." - может быть старший брат служил?)) На фото вы выглядите потрясно!

      Удалить
  15. Я совсем не рукодельница, хотя и занимаюсь фотографией, дизайном фотокниг, но ваша статья мне очень понравилась. Если подумать то в каждой сфере есть такие случаи и Лямзанья и чистого плагиата.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. конечно в каждой! где есть человек, там всегда зависть, подражания, воровство ((

      Удалить

Мне очень приятно, что вы у меня в гостях и читаете этот пост. Оставьте комментарий, если вас заинтересовала тема, я с удовольствием отвечу.

Хотите быть в курсе новостей моего блога, присоединяйтесь! ("Мои любимые читатели" на левой панели)